Адекватная внешняя поли… выгода или realpolitik



Никита Беляев



«Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит»

Отто фон Бисмарк

Этот материал написан на волне последних событий в отношениях Беларуси и ЕС: очередное расширение Евросоюзом списка невъездных белорусских официальных лиц и последовавшими за этим отзывами послов для консультаций. Как показывают эти и предшествовавшие события, использование дипломатического мастерства во внешнеполитических отношениях все больше теряет свою популярность. А демократические ценности, как критерий внешней политики, утрачивают значение перед возможностью заключения контракта на поставку энергоресурсов или расширения своего присутствия в регионе. С одной стороны, в этом нет ничего необычного, ведь в этом и есть сущность политики. Но, с другой стороны, утверждая «соблюдение демократических ценностей» приоритетом внешних сношений, необходимо требовать соблюдения этого принципа для всех, не делая исключений. В ином случае, можно говорить о двойных стандартах и утрате морального авторитета.


В поиске истины


«Политика – управление общественными делами ради выгоды частного лица»


Амброз Бирс


27 февраля на заседании Совета министров иностранных дел стран ЕС было принято решение о расширении санкций в отношении Беларуси. Список невъездных пополнился фамилиями еще 21 белорусского чиновника. Действительно, в Беларуси есть серьезные проблемы с соблюдением демократических ценностей. Однако настолько ли последовательны и избирательны в своих требованиях европейские чиновники в отношении других стран или экономические выгоды и наличие дешевых полезных ископаемых меняет отношение? Для примера возьмем 3 государства, входящие в СНГ, отношения с которыми у ЕС и США достаточно динамично развиваются, как на политическом, так и на экономическом фронтах.


Узбекистан


Согласно докладу международной правозащитной организации «Human Rights Watch» за 2011 г. ситуация с правами человека в этом государстве далека от идеала. В докладе отмечается, что система правосудия не соотеветствует демократическим требованиям. По законодательству страны подозреваемым запрещен доступ к адвокатам, распространены пытки в системе уголовного правосудия. Власти продолжают преследовать активистов гражданского общества, оппозиции, журналистов. Так, в прошедшем году узбекское правительство приговорило к тюремным срокам 13 правозащитников и выдвинуло обвинения против других. Всего же в тюрьмах Узбекистана находятся более 2000 политзаключенных.


Интересен также тот факт, что в стране широко распространен детский труд. Правительство продолжает принуждать от 1,5 до 2 миллионов школьников в возрасте девяти лет к сбору урожая хлопка в течение двух месяцев в году. Несмотря на ратификацию в марте 2008 г. двух соответствующих документов Международной организации труда, власти не приняли никаких реальных мер для их реализации. Также, несмотря на неоднократные просьбы, МОТ по-прежнему отказывают в доступе для мониторинга при сборе урожая.


Какова же официальная реакция со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов?


Впервые санкции со стороны ЕС были введены после того, как в мае 2005 г. узбекские власти подавили вооруженный мятеж в Андижане, в ходе которого по официальным данным было убито около 180 человек. Реакцией Европы стали санкции, включая эмбарго на поставки оружия, запрет на въезд в ЕС узбекским чиновникам, ответственным за гибель людей в Андижане, сокращение финансовой помощи и введение ограничений на торговлю.


Однако, несмотря на то, что ситуация с соблюдением прав человека не улучшилась, а о внедрении демократических ценностей не идет и речи, в ноябре 2008 г. ЕС снял с Узбекистана большинство санкций. В октябре 2009 г. на встрече министров иностранных дел ЕС было решено отменить последние санкции, ограничивавшие поставки Узбекистану оружия (и это в страну, где фактически узаконены пытки). Более того, главу тоталитарного государства принимают в Европейском союзе на самом высоком уровне. 24 января 2011 г. президент Узбекистана Ислам Каримов посетил Брюссель, встретившись с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Эттингером и генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Со стороны США похожая ситуация: Госсекретарь США Хилари Клинтон заявила, что Узбекистан демонстрирует признаки улучшения ситуации с правами человека и расширения политических свобод, и США намерены укреплять отношения с постсоветской республикой.


Итак, чем же настолько интересен Узбекистан для Запада, что демократия и свобода утратили свое значение в отношениях государств? ЕС и НАТО имеют в Узбекистане два главных интереса:


1) сотрудничество на афганском направлении, где республика служит не только важным перевалочным пунктом для грузов НАТО, но и реализует ряд важных экономических проектов;


2) взаимодействие в нефтегазовой сфере, ключевым моментом которого является возможное присоединение Узбекистана к проекту «Набукко».


Азербайджан


Согласно данным «Human Rights Watch» ситуация с соблюдением прав человека и демократическими свободами в Азербайджане также оставляет желать лучшего. По мнению этой организации, власти Азербайджана строго ограничивают свободу собраний, не разрешив ни единого митинга оппозиции в столице страны Баку. Все несанкционированные акции мгновенно и жестоко разгоняются. Кампания по обновлению центра столицы привела к насильственному выселению и незаконной экспроприации и разрушению жилых домов. В стране также распространены пытки и незаконные аресты оппозиции. Еще в 2006 г. Институт мира и демократии совместно с Комитетом против пыток провели мониторинг, который выявил 13 случаев смерти от пыток. За первое полугодие 2009 г. известно 4 случая смерти от пыток. В 2011 г. – 2. По данным международной правозащитной организации «Amnesty International» в 2011 г. 17 заключенных признаны узниками совести.


С нарушениями прошли как президентские (2008 г.), так и парламентские (2010 г.) выборы. По итогам парламентских выборов глава наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Вольфганг Гроссрюк сообщил, что на 150 избирательных участках были зафиксированы случаи фальсификации итогов голосования. Наблюдатели от Государственного департамента США заявили, что выборы не отвечали международным стандартам, однако прошли в мирной обстановке. Официальный представитель Государственного департамента США Филип Кроули также сообщил, что международные наблюдатели выявили факты наполнения избирательных урн фальшивыми бюллетенями. Несмотря на все вышеперечисленные нарушения, выборы были признаны. Реакция ЕС на нарушения прав человека, наличие политзаключенных отсутствует, за весь период санкции введены не были. Европу также не смущает наследственность власти в Азербайджане – семейство Алиевых находится у власти с начала 1990-х гг.


Причины такого отношения очевидны: доступ европейских и американских кампаний к нефтедобыче, а также газопровод «Набукко».


Казахстан


Как показал анализ доклада о ситуации с правами человека в различных странах за 2010 г. (за 2011 г. доклад еще не опубликован), изданный Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда США, партнер Беларуси по ЕЭП также испытывает сложности с восприятием демократических ценностей. Согласно документу, в Казахстане были отмечены следующие проблемы, связанные с правами человека: жесткие ограничения прав граждан на смену власти; пытки и другие нарушения прав задержанных и осужденных, произвольные аресты и содержание под стражей; отсутствие независимой судебной системы; ограничения свободы слова, печати, собраний и объединений; запретительные меры в отношении регистрации политических партий; ограничения на деятельность неправительственных организаций; дискриминация и насилие в отношении женщин; торговля людьми. Согласно еще одному докладу ведомства, Казахстан является страной назначения и, в меньшей степени, страной происхождения и транзита торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации. А государство не в полной мере соблюдает минимальные стандарты по искоренению этих фактов. Согласно докладу «Human Rights Watch» ситуация с правами человека в Казахстане значительно ухудшилась. За 2011 г. в стране сохраняются ограничения свободы прессы и свободного доступа в интернет, затруднено проведение неправительственных собраний и митингов. Президентские выборы, состоявшиеся в 2011 г., были проведены со значительными нарушениями. Назарбаев получил 95,55% голосов при явке 89,99%. Бюро ОБСЕ заявило, что выборы не соответствовали международным стандартам, однако результаты были признаны международным сообществом. Как и в случае с Азербайджаном, ЕС за всю историю независимого Казахстана не применял санкции, въезд официальным лицам в Европейский союз запрещен не был.


Итоги realpolitik


Можно ли сказать, о том, что внешняя политика ЕС однородна и во главу поставлены только лишь демократические ценности и свобода? Или в зависимости от государства приоритеты меняются? Как видим, внешняя политика ЕС реализуется по-разному, во многом это зависит от наличия экономического и политического интереса Европы. Есть ли он в отношении к Беларуси?


Многие перечисленные проблемы с нарушением прав человека, к сожалению, имеют место в нашей стране. Безусловно, внедрение демократических ценностей необходимо для дальнейшего развития Беларуси. Однако сведение инструментария внешнего воздействия к одним лишь половинчатым санкциям является чрезмерно упрощенным подходом. На фоне существующего realpolitik в отношениях с другими недемократическими государствами и с учетом неспособности ЕС вводить полноценные санкции в отношении Беларуси такой упрощенный подход едва ли посылает правильные сигналы действующему белорусскому руководству.