Дискуссионный материал «Либерального клуба»

Антон Болточко

«Не первый раз говорю: именно в экономике гарантия нашей независимости, залог мира и фундамент будущего. И именно экономика сегодня переживает не лучшие времена».


Александр Лукашенко


из Послания белорусскому народу и Национальному собранию,


29 апреля 2015 г.


Президент в очередной раз выступил перед народом с Посланием, в котором уделил много внимания экономике.

Экономическая часть выступления была построена на основе ответов на две группы вопросов. В обобщенном виде они выглядят так: почему в экономике происходит то, что происходит и что будет с экономической политикой дальше?

Такая постановка вопросов коррелирует с двумя основными тезисами прошлогоднего Послания: оправдать состояние дел в экономике и сформировать у белорусов ожидания хоть каких-либо изменений. Следовательно, президент второй год подряд поднимает одни и те же темы, что наталкивает на вывод: ситуация в стране за год практически не изменилась (а если полагаться на статистические данные, то даже ухудшилась).

Одна из причин отсутствия изменений лежит на поверхности. Существующая система государственного управления без должной политической воли сверху неспособна принять что-то новое. Процесс либо серьезно затягивается, либо не выполняется вовсе. Показателем тому является малая доля выполненных поручений президента, которые были даны в ходе прошлогоднего Послания.

В этом году Лукашенко решил указать народу только на внешнюю природу кризисных явлений в стране: санкции против России, падение цен на нефть, девальвация российского рубля, сужение российского рынка. И хотя глава государства за два месяца до Послания лично упрекал чиновников в поиске оправданий происходящего за пределами страны, сам же решил не актуализировать внутренние проблемы. Единственное, что можно записать в список таких проблем и на что Лукашенко обратил внимание, – низкое качество и низкая производительность труда в Беларуси.

Признание слабости социально-экономической модели страны в ходе выступления президента все-таки состоялось. Только оно было подано не напрямую, а в ходе ответа на вопрос «что будет дальше?»

Президент предложил до конца года принять ряд важных решений в экономической политике, которые позволят обеспечить «новые факторы роста». Учитывая содержание списка предложений? (10 пунктов) можно с уверенностью утверждать, что менять необходимо многое. При этом Лукашенко сделал немаловажную оговорку: «это предложение нисколько не опровергает и не отвергает то, что сделано, и то, что мы сегодня делаем. Просто к тому, что мы делаем, надо добавить следующее…»?.

Получается, экономическая модель не в порядке, раз необходимо столько менять, но эти изменения, скорее, рассматриваются как простое усовершенствование существующего устройства.

Правило одного «но»

Из представленных Лукашенко десяти предложений по формированию «новых факторов роста», шесть, в той или иной форме, звучали в ходе прошлогоднего Послания. Только в нынешнем году эти тезисы приобрели другой оттенок: часто за правильными словами президента шла частица «но» и их смысл кардинально менялся.

Например, верное предложение главы государства по разделению функций правительства, министров, губернаторов и директоров предприятий было сведено к системе принятия решений, слабо отличающейся от сегодняшней:

«Да, совершенно верно, директор — главное лицо на предприятии, и я сказал, что Правительство отвечает в целом за экономику. Но экономика, Правительство должно помнить, делается прежде всего на предприятиях. Поэтому от конкретики на предприятии, от того, чтобы вникать каждый день в его работу, мы никуда не денемся. Поэтому, да, Правительство должно быть этим крупным, серьезным регулятором, которое стратегию определяет, которое добивается этой стратегии. Но каждый министр, член Правительства, вице–премьер и Премьер должны видеть предприятия, должны понимать, какие процессы происходят в трудовых коллективах, и решать конкретные вопросы и, может быть, спрашивать с того же директора за решение тех или иных вопросов, если он их не решает».

Что-то определенно пугает Лукашенко перспективой потерять контроль над отечественными предприятиями. Ведь старая система управления приводит к снижению эффективности работы целых отраслей, что выливается в убытки для государства в целом. Поэтому с экономической точки зрения нет причин придерживаться старых традиций.

Но это не мешает президенту определять достаточно размытые критерии свободы принятия решений и права на совершение ошибки для руководителей предприятий: «тот, кто рискует и радеет о государстве, радеет за свое предприятие и трудовой коллектив, никогда не будет наказан. Мы всегда поддержим его, а ошибку поможем исправить». Сложно понять, когда руководитель радеет за государство, а когда он враг народа. Это и порождает апатию, безразличие, равнодушие и даже коррупцию на разных уровнях управления – о чем Лукашенко говорил еще год назад.

Интересна интерпретация Лукашенко тезиса о развитии института банкротства в стране. Формула от президента заключается в поэтапном «перепрофилировании» бесперспективных предприятий с привлечением иностранного инвестора. Другими словами, на старом предприятии или рядом с ним должно открыться новое предприятие «с этим же трудовым коллективом», которое будет выпускать уже востребованную на рынке продукцию. Иногда для этого предлагается привлекать инвесторов.

Такое прочтение термина «банкротство» никак не меняет существующую систему выхода с рынка. Большое количество процедур, высокая стоимость самого процесса и т.д. не позволяют предприятиям быстро переориентировать капитал в другие сектора экономики. Под усиленным контролем государства это происходит еще дольше. Хотя именно сейчас для белорусской экономики очень важно очиститься от тяжелого бремени неэффективных предприятий.

Борьба с инфляцией в стране, по мнению президента, должна полагаться на контроль за ценами и сокращение себестоимости продукции и услуг. Недостаток конкуренции, как фактор роста цен, был рассмотрен главой государства только в части развития антимонопольного законодательства. Однако и эта тема была сведена к государственному контролю: «Может, нам особенно чиновников не порождать, а систему выработать? Вот это задача председателей райисполкомов, облисполкомов, а Правительство в центре. Подумайте. А антимонопольная служба должна координировать и регулировать эти процессы, подсказывать».

Вызывает опасения наличие в Послании всего нескольких предложений по развитию бизнес-климата в Беларуси. Президент фактически обошел эту тему одной фразой: «Не хочу повторяться, времени нет. Я думаю, вы запомнили, что я сказал». При этом он коснулся только процедуры открытия и закрытия бизнеса, но не упомянул другие проблемы: неравные условия хозяйствования с госсектором, налоговое регулирование, арендные ставки, штрафы и проверки и т.д.

Лукашенко фактически проигнорировал проблему развития частного бизнеса в Беларуси, хотя именно этот фактор можно по праву считать «новым» (если не единственно оставшимся) источником устойчивого роста для страны.

Без изменений

Президентских «но» во время Послания было достаточно, чтобы размыть смысл практически всех правильных экономических тезисов. Создается впечатление, что написанный на бумаге текст речи главы государства серьезно отличается от его собственных мыслей. Поэтому нет ничего удивительного, если в течение года большинство предложений Лукашенко вновь не будет выполнено.

Следовательно, экономическая политика в стране вряд ли сменит свой формат: решения текущих проблем будут приниматься без оценки стратегических последствий. Главной задачей года останется сохранение статус-кво в экономике. Дополнительное влияние на это будет оказывать президентская кампания, в течение которой никаких экономических потрясений произойти не должно.

Что касается поставленных в начале Послания вопросов, то президент на них ответил так: сложное, но не критическое состояние экономики страны является следствием внешних факторов; все будет по-прежнему, но с небольшими изменениями.

Таким образом, главный принцип экономической политики остается неизменным: больше государственного контроля – ответ как на внешние, так и на внутренние вызовы.

 

? Эффективное управление экономикой; совершенствование контроля за экономикой; снижение инфляции; эффективность использования ресурсов; антимонопольная и конкурентная политика; благоприятный бизнес-климат; развитие финансовых рынков и привлечение капитала; диверсификация экспорта; новые подходы к развитию сельского хозяйства и жилищного строительства; повышение правовой культуры в экономике.

?Здесь и далее цитаты взяты из официальной стенограммы Обращения президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. См. подробнее: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/obraschenie-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-11301/