Дискуссионный материал «Либерального клуба»



Никита Беляев

По итогам 2012 г. товарооборот между Украиной и Республикой Беларусь достиг отметки в 7,5 млрд. долларов США. В отличие от большинства наших торговых партнеров, с Украиной сальдо торгового баланса положительное для Беларуси.

Украина занимает третье место по объемам товарооборота и экспорта среди всех стран, с которыми мы торгуем. Беларусь – четвертая среди внешнеторговых партнеров Украины.

Основными экспортными позициями Беларуси в Украину являются нефтепродукты, калийные удобрения, тракторы, шины, сжиженный газ, кокс и битум нефтяные, удобрения минеральные смешанные, холодильники, грузовые автомобили и автобусы.

В начале сентября белорусский вице-премьер Михаил Русый на торжественном мероприятии, посвященном Дню Независимости Украины, заявил о том, что объем взаимной торговли между странами в ближайшие годы может возрасти вдвое и достичь 15 млрд. долларов. Такую возможность нарастить объем двухсторонней торговли подтвердил и посол Украины в Беларуси Михаил Ежель: «Думаю, мы вправе замахнуться на увеличение этой цифры как минимум вдвое».

Однако сбудется ли столь оптимистичные ожидания после того, как Украина подпишет Соглашение об ассоциации (СА) с Европейским союзом, которое было парафировано еще в первой половине 2012 г.? Ведь в случае подписания СА больших изменений следует ожидать, в первую очередь, в сфере торговой политики.

Создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом означает либерализацию торговли между двумя сторонами. Постепенная отмена или существенное уменьшение ввозных пошлин предусмотрено для более чем 95% тарифных позиций. Кроме того, СА содержит требования о пересмотре существующих технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер и др.

Что же касается переходного периода, то, согласно достигнутым договоренностям, Европейский союз отменит пошлины на промышленные товары сразу же после вступления в силу положений соглашения, касающихся торговли. Украина же будет снижать пошлины до нуля постепенно в течение десятилетнего периода.

Нефтяная доминанта

По итогам 2012 г. на Украину приходилось 12,1% всего объема экспорта Беларуси. Важно отметить, что за последние годы товарооборот между двумя странами постоянно увеличивался. За последнее десятилетие он увеличился практически в 10 раз.

Анализ структуры белорусского экспорта в Украину позволяет сделать вывод о том, что такие показатели достигаются в основном за счет поставок на украинский рынок продукции белорусских нефтеперерабатывающих заводов.

Так, из 5,57 млрд. долларов экспорта в 2012 г. 4,25 млрд. долларов (76,3%) пришлось на нефтепродукты. По сравнению с 2011 г. наша страна экспортировала нефтепродуктов на 1,43 млрд. долларов больше (в 2011 г. экспорт Беларуси составил 4,16 млрд. долларов, а доля нефтепродуктов в экспорте – 67,7%).

В ближайшее время ожидать значительного снижения белорусского экспорта нефтепродуктов по инициативе Украины или Европейского союза не следует, несмотря на периодически возникающие двухсторонние споры между Киевом и Минском.

Во-первых, украинские нефтеперерабатывающие заводы сегодня обеспечивают лишь около 50% потребностей рынка страны. Объясняется это, в первую очередь, технологической отсталостью НПЗ: глубина переработки нефти не превышает 50% (у белорусских НПЗ этот показатель равняется 75%). Кроме того, технологическая отсталость украинских нефтеперерабатывающих заводов и высокая стоимость нефти снижают прибыльность переработки нефти в Украине.

Во-вторых, доля нефтепродуктов белорусского производства составляет примерно 41% украинского рынка. Введение каких-либо ограничений на поставки белорусского топлива на украинский рынок автоматически приведет к повышению цен. А это может негативно отразиться как на экономической, так и на политической ситуации в Украине.

Фактор Кремля

Однако на объеме экспорта белорусских нефтепродуктов может отрицательно сказаться рост напряженности в отношениях между Киевом и Москвой. Представители российской власти неоднократно заявляли о своем негативном отношении к подписанию Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС и возможном осложнении торгового режима между двумя странами. Такая ситуация приведет к развитию нового витка «торговых войн».

В этом случае нельзя исключать вероятность возникновения требований к белорусскому руководству со стороны Кремля о снижении объемов поставок белорусских нефтепродуктов на украинский рынок. По крайней мере, в качестве показательной акции устрашения украинских избирателей.

Кроме того, экспорт белорусских нефтепродуктов на украинский рынок находится в зависимости и от градуса белорусско-российских отношений, а также возможностей Минска в использовании различных «серых» схем поставок. Например, аналогов растворителей и разбавителей.

Стоит отметить, что некоторое снижение объемов поставок по этой причине уже имеет место: за январь-июль 2013 г. экспорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину сократился на 26,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение произошло в основном за счет сокращения поставок биодизельного топлива, что произошло после требования России в 2012 г. о прекращении экспорта из Беларуси растворителей и биодизельного топлива.

МТЗ и МАЗ под угрозой

Другие позиции белорусского экспорта в Украину находятся в более уязвимом положении. В наибольшей степени негативные последствия от подписания Украиной СА коснутся продукции машиностроения, а также сельскохозяйственной и бытовой техники.

По данным украинских экспертов, в результате снижения размеров ввозных пошлин и их последующего обнуления цены на грузовые автомобили, сельскохозяйственную и бытовую технику могут снизиться на 15-20% после вступления в действия СА. Такое снижение цен на украинском рынке привет к повышению конкуренции и последующему сокращению белорусского экспорта как в денежном, так и в количественном эквиваленте.

Дополнительным фактором, который может оказать отрицательное  воздействие на экспорт белорусской промышленной продукции, является возможный рост объема поставок подержанной техники, связанный со снятием всех ограничений (а соответственно и снижением цен) на поставку такой продукции на рынок Украины.

По прогнозам украинских экспертов, сокращения продаж, связанные с увеличением импорта подержанной техники из Европейского союза, ожидают национальных производителей автомобильной и сельскохозяйственной техники. Такой прогноз можно проецировать и на положение белорусских производителей аналогичной продукции на рынке страны-соседки.

Кстати, по некоторым позициям объемы белорусского экспорта начали снижаться еще до подписания СА.

Поставки грузовых автомобилей  МАЗ с полной массой менее 20 т. за январь-июнь 2013 г. в денежном эквиваленте сократились на 26,7%: с 26, 1 млн. долларов до 19,2 млн. долларов. Еще большее сокращение размеров экспорта коснулось белорусских грузовиков с полной массой более 20 т. За январь-июнь 2013 г. - 40,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, с 21, 9 млн. долларов до 13 млн. долларов.

Если положения СА вступят в силу, следует ожидать усиления этого эффекта.

Лизинг и сертификаты соответствия

Следует указать еще несколько важных моментов,  которые повлияют на объем белорусского экспорта в Украину:

1) После создания зоны свободной торговли на Украину будет распространено действие европейских программ по поддержке машиностроительного экспорта. Такие программы, обеспечиваемые европейскими банками, предусматривают снижение стоимости лизинга, а  также кредитных ставок до 3-4% при покупке продукции производителей стран Европейского союза. Эти условия значительно повышают привлекательность европейской продукции. Белорусские же производители не смогут обеспечить подобных лизинговых или кредитных условий, что приведет к снижению спроса на продукцию белорусского машиностроения на украинском рынке.

2) Соглашение об ассоциации предусматривает введение в Украине системы европейских технических регламентов, а также сертификатов соответствия/качества. Белорусским производителям, продукция которых не соответствует вышеприведенным  европейским требованиям, фактически будет отказано в поставках своей продукции на украинский рынок.

Выводы

Белорусская промышленность может постепенно лишиться одного из важнейших рынков сбыта, что повлечет за собой целый ряд негативных тенденций для белорусской экономики.

Наиболее уязвимыми экспортными позициями в этой ситуации являются грузовые автомобили и сельскохозяйственная техника. Риск падения поставок этой продукции на украинский рынок связан не только со снижением пошлин и либерализацией условий торговли, но и с распространением на Украину европейских программ по поддержке машиностроительного экспорта.

Что же касается объемов экспорта белорусских нефтепродуктов, то объем поставок находится в сильной зависимости от российско-украинских отношений и отношений между Минском и Москвой. В случае осложнения как одних, так и других сохранение существующего объема экспорта нефтепродуктов может оказаться под вопросом.

Более того, есть угроза для развития ряда иностранных проектов в Беларуси. После подписания СА компании, размещенные в Украине, получают выгодные условия для выхода своей продукции на рынок Европейского союза, что делает Украину более привлекательной в глазах ориентированных на рынки ЕС инвесторов, нежели Беларусь.