Дискуссионные материалы «Либерального клуба»

Вадим Можейко

С 2004 г. Беларусь участвует в международном песенном конкурсе «Евровидение». Однако результаты выступлений артистов, мягко говоря, не радуют (см. таблицу).

В таких случаях страны-участницы «Евровидения» могут взять паузу и несколько лет не участвовать в конкурсе, реформируя за это время систему национального отбора и подготовки артистов. Беларусь, однако, упорно штурмует европейский музыкальный пьедестал.


Чего же так упорно добивается Беларусь на этом конкурсе? Каким образом и с какими последствиями белорусские музыканты 9 лет проваливаются на «Евровидении»? И как после последнего поражения власти реформировали «Еврофест»?

«Беларусь – родина слонов»

Как отмечает политолог Валерий Карбалевич в своей книге «Александр Лукашенко. Политический портрет», белорусскому президенту характерно стремиться к важности и значимости в мировом масштабе. Однако, очевидно, по политическим и экономическим причинам в реальности Беларусь находится на геополитических задворках. Но современной Беларуси все равно хочется быть «родиной слонов» И власти, в условиях плохих отношений с США и Евросоюзом, увлекаются прожектами внешнеполитической «дальней дуги» и радуются любой дипломатической «победе». Например, открытию посольств «в таких крупных и известных государствах, как Нигерия».

И если политические пути к славе весьма окольные, то в спорте и культуре в теории все деполитизировано. Хотя на практике политических проблем хватает. Чемпионат мира по хоккею у Беларуси хотят отобрать, на Олимпиаду в Лондоне председателя НОК Лукашенко не пускают. Приходится утешать себя тем, что «по числу участников и многообразию программы "Славянский базар" может претендовать на звание летней культурной Олимпиады … Здесь действует главный олимпийский принцип: искусство, как и спорт, вне политики. … Олимпиада очень отстает от нашего "Базара". Она политизирована, там очень много проблем. А "Славянский базар" – это островок свободомыслия и независимости».

Из предыдущего высказывания хорошо видно, насколько печалит президента «политизация» Олимпийских игр. Другое дело – «Евровидение». Достаточно просто занять музыканту из Беларуси первое место – и в следующем году одно из наиболее популярных неспортивных мероприятий в мире, с аудиторией до 600 миллионов зрителей, пройдет именно в Минске. И никаких политических условий!

В 2012 г. этому радовался Ильхам Алиев, получивший право проводить «Евровидение» в Баку после победы азербайджанского дуэта «Ell & Nikki» в 2011 г. в Дюссельдорфе. В условиях отсутствия демократии в Азербайджане эксперты «The Economist» назвали проведение «Евровидения-2012» в Баку «дипломатическим одобрением» политики Алиева. Безусловно, хотел бы такого «дипломатического одобрения» и белорусский лидер. Вот как он сам описывает цель участия Беларуси в «Евровидении»: «Мы заявили о том, что будем участвовать в "Евровидении". Это было сделано давно. И плохо-хорошо, в детском – лучше, во взрослом, можно сказать, никак, но результаты какие-то были. И вопрос, может быть, здесь не столько состоит в том, хотя это важно, чтобы победить. Вопрос состоит в том, что есть такая страна Беларусь, цивилизованная страна, центр Европы, которая принимает участие в подобных международных форумах». Что касается важности или неважности для Лукашенко победы на «Евровидении», то в уже упомянутой книге Карбалевичем подмечена тенденция: Лукашенко любит проговаривать с отрицанием то, о чем на самом деле хочет сказать утвердительно.

Так или иначе, однако вот уже 9 лет, как победить не получается. В чем же дело?

«Еврофест»: 9 провалов подряд

Дабы не вдаваться в подробности всех провальных выступлений Беларуси на «Евровидении», выделим как минимум имиджевые потери от участия в конкурсе.

2005: Анжелика Агурбаш рассказала СМИ о том, как организаторы «Евровидения» якобы предлагали ей выступить перед прессой с критикой режима Лукашенко, обещая после этого «признание всей Европы».

2006: победительница «Славянского базара» Полина Смолова наглядно продемонстрировала, как эта награда ценится в Европе, заняв на своем полуфинале рекордно низкое для Беларуси место – 22-ое. А заодно отметилась международным скандалом, подделав свое фото с Полом МакКартни.

2007: самое успешное для Беларуси «Евровидение», где Дмитрий Колдун вышел в финал и занял там шестое место. Однако и тут не обошлось без неприятностей: певец был замечен в копировании клипа у песни «Jaded» «Aerosmith», а припева – у «Last Exit To Brooklyn» от «Modern Talking».

2009: Петр Елфимов отличился в оценке своего выступления, сообщив журналистам на камеру: «Пел я ох*енно. Так и напишите. Дай Бог всем в нашей стране так петь!» Правда, зрители решили по-другому – и в финал Елфимов не вышел, а вот извиняться за его поведение пришлось зампреду Белтелерадиокомпании Александру Мартыненко.

2011: по словам Лукашенко, Анастасия Винникова спела «гимн Беларуси». Но жюри удостоило его лишь 14 места в полуфинале. Пришлось говорить о том, что «девочку засудили».

2012: буквально вырвав победу в Минске, в Баку «Litesound» смогли занять на своем полуфинале только 16-ое место (из 18), после чего фотографировались с госфлагом, расписанным текстами в честь музыкантов (статья 370 Уголовного кодекса РБ, до года ограничения свободы). А экс-имиджмейкер группы Мария Храмцова рассказала в блоге о своей поездке на «Евровидение» – за свой счет, со скандалом с Тихановичами и обыском ее вещей организаторами.

После всех этих неприятных историй власти вроде бы решили всерьез взяться за «Еврофест». Вот что заявил А.Лукашенко после поражения «Litesound»: «Надо серьезно изменить подход к этому конкурсу … Надо сделать хороший номер, взять уникального артиста, чтобы он спел так, чтобы специалисты ахнули … Кто скажет, что мы сделали такой номер или послали такой коллектив? Мы же сказать так не можем. Если уж проигрывать, то проигрывать достойно. А так мы действительно угрохали огромные деньги, а результат никакой … Что-то должно быть наверху в Минкультуры … заработать деньги и эти деньги вложить. Плюс спонсоры. И сделать хороший проект».

Выглядит все довольно неплохо – даже неожиданное рыночное желание отходить от госфинансирования к самостоятельному фандрайзингу. Однако, как и предсказывал ваш покорный слуга еще летом 2012г., ничего путного из этих реформ не вышло.

Реабилитация привычных методов

Похоже, Лукашенко в очередной раз разочаровался в демократии: признание им сфальсифицированных выборов сфальсифицированными, равно как и наказание виновных, ни к чему хорошему не привели (судя по результатам «Litesound» в Баку). И президент вернулся к привычным методам.

Дело поручено человеку проверенному – Александру Шакутину. 5 место в рейтинге самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси, глава холдинга «Амкодор», член Совета Республики, член президиума «Белой Руси», член Совета по развитию предпринимательства при президенте Беларуси, даже член совета старейшин Республиканского штаба студенческих отрядов ЦК БРСМ. Напомним, что в его управляющую компанию «Спамаш групп», помимо дистрибуции дорожно-строительной, лесопромышленной, коммунальной и сельскохозяйственной техники и запчастей в Беларуси и России, а также энергетического оборудования, входит и продюсерский центр «Спамаш». Одной из артисток которого является та самая Алена Ланская.

Реабилитация прошла по полной. «Еврофест» состоялся не весной перед «Евровидением», а прямо в том же 2012 г., в котором Ланскую победы на «Еврофесте» ранее лишили. Победу вернули, жюри на этот раз никаких подозрительных откровений о своих оценках «Еврорадио» делать не стало (напомним, за пару дней до слов Лукашенко о фальсификации «Еврофеста» журналисты «Еврорадио» взяли интервью у большинства членов жюри, и по их оценкам выяснилось, что Ланская победить никак не могла). Даже продюсер Дмитрий Баранов, уволенный из Белтелерадиокомпании за те самые фальсификации результатов, был принят на работу директором в продюсерский центр «Спамаш» и стал там продюсером Ланской. Извинения, конечно, действительно красивые. Но дальше начинается не самая красивая история.

Невидимые благодетели искусства

Как и было обещано, Белтелерадиокомпания от подготовки к «Евровидению» отстранилась, предоставив это спонсорам. И спонсор нашелся, в лучших белорусских традициях «спонсорства» «Трайплом» строительства Ледовых дворцов.

$230 тыс. на подготовку Ланской к «Евровидению» (и это только первый транш!) выделил Николай Воробей. Не удивляйтесь, что ничего не слышали об этом меценате – вы не одиноки; как отмечает Светлана Калинкина, «всплыл из ниоткуда, ничем не прославился … никто из журналистов никогда бизнесмена Воробья не видел, даже на официозных мероприятиях». Однако личный спонсор Ланской – учредитель новополоцкого ООО «Интерсервис» (оптовый поставщик нефти на переработку и продавец нефтепродуктов на белорусском и международном рынках), а с недавнего времени – еще и владелец контрольного пакета акций ОАО «Амкодор – управляющая компания» (напоминаю, что руководит этим бизнесом тот самый Шакутин).

Кто же этот бизнесмен Воробей, готовый жертвовать такие деньги на белорусскую культуру? Вот что рассказывает Геннадий Зиновчик, бывший вице-президент концерна «Амкодор» по внешнеэкономическим связям, в интервью «Народной Воле» после собрания акционеров «Амкодора»:

«Честно скажу, у меня появилось подозрение, что Воробей – это просто какая-то подставная фигура. И тогда я встал и попросил его ответить на три вопроса. Во-первых, я попросил его назвать размер уставного фонда фирмы «Интерсервис», которую он возглавляет и которая теперь владеет контрольным пакетом «Амкодора». Во-вторых, озвучить, кто учредители этой компании. И третий мой вопрос … «Почему вдруг, никогда не занимаясь машиностроением, вы решили купить «Амкодор»? Объясните мотив этой покупки».

Ответы были просто смешные. Размер уставного фонда – «большой». Об учредителях «Интерсервиса» он даже не стал говорить. А мотив?.. «Мы знали, что «Амкодору» очень тяжело сейчас, поэтому купили акции и помогли нашему государству». При чем тут государство, если ты купил акции частной компании?.. Он вообще знает, что купил?..».

После всего этого напрашиваются выводы, что Николай Воробей – просто техническая фигура, возглавляющая «частную» нефтеторговлю и «частный» «Амкодор». Но техническая фигура не может вынуть из де-факто не своего бизнеса $230 тыс. и отдать в виде спонсорской помощи Ланской. Таким образом, вместо прямого государственного финансирования (которое, в таком масштабе, вызвало бы бурю критики), деньги на подготовку белорусского представителя для «Евровидения» выделили окольным путем. Однако очевидно, что о нормальном рыночном спонсорстве тут даже не идет и речи.

Результат предсказуем: культура – не комбайны

Несмотря на щедрые финансовые вливания, с культурной точки зрения достижения Ланской остаются печальными. 35 тыс. евро уже ушли на запись конкурсной песни в лучшей лондонской студии Abbey Road, 15 тыс. евро – на съемки клипа в Турции. Так, клип на песню "Solayoh" снял в Стамбуле турецкий продюсер и клипмейкер Сенол Коркмаза, а хореографию поставила сербская школа танца Zilennium под руководством Алекса Райфовича.

К сожалению, в итоге получился абсолютно невыразительный и бессодержательный клип с низким качеством технического исполнения и нечитаемой режиссерской концепцией. Впрочем, может последнее и к лучшему, ведь концепцией было «существование жизни на абстрактной планете, где живут добрые и искренние люди, верящие в чудеса. Главные составляющие успеха жизни на планете «Solayoh» – вера, надежда, любовь, а миссия планеты – дарить энергию любви и вдохновения». Более банальную и слащавую концепцию придумать трудно, равно как и снять по ней клип хоть немногим лучше того, что получился у Сенола Коркмазы.

В очередной раз срабатывает банальная истина: культурой должны заниматься профессионалы, а не бизнесмены с «Амкодора», производителя дорожно-строительной и коммунальной техники. Даже с мешком денег они не могут создать «уникального артиста, чтобы он спел так, чтобы специалисты ахнули». Однако действительно профессиональные музыканты и продюсеры зачастую отстранены от официального культурного дискурса (самый яркий пример – их черные списки). По мнению автора, у Беларуси был бы реальный шанс занять на «Евровидении-2013» первое место, если бы случилось чудо и именно сегодня страну представляла группа «Ляпис Трубецкой». Однако этот сценарий остается чем-то из области ненаучной фантастики. И среди многочисленных причин этого нет ни одной, связанной с творческим уровнем или культурной значимостью музыкантов. А должно быть все с точностью до наоборот.

До тех пор, пока сфера культуры в Беларуси будет искусственно политизироваться и идеологизироваться властями, победы на «Евровидении» иначе как чудом нам не видать.