Дискуссионный материал «Либерального клуба»

Евгений Прейгерман

«К сожалению, на высшем уровне мы не выработали систему работы с руководящими кадрами, и все получается наскоком и от случая к случаю»


Александр Лукашенко


Таким образом Александр Лукашенко охарактеризовал систему госуправления и ситуацию с госслужащими в Беларуси, встречаясь 9 декабря 2013 г. с главой своей администрации Андреем Кобяковым и председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном. Уже на следующий день – 10 декабря – состоялось «главное событие года» (по словам самого Лукашенко): республиканское совещание по решению проблемных вопросов в строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами.

Обе эти темы получили достаточное отражение в ходе совещания. Однако тему работы с кадрами и госуправления в целом, наверное, можно считать центральной. Так как проблематика строительной отрасли также во многом касалась именно системы госуправления.

Обращает на себя внимание то, что в последние месяцы тема кадров и государственного управления находится в центре повестки дня президента Беларуси. Есть все основания утверждать, что это связано с осознанием Александром Лукашенко опасности самого настоящего кризиса управляемости в стране. По крайней мере, в перспективе.

По всей видимости, он пытается найти способ вдохнуть новую жизнь в созданную им систему управления. Такой способ, который позволит избежать фундаментальных реформ и в то же время предотвратить кризис управляемости.

Однако уже сейчас можно утверждать, что эти поиски закончатся безрезультатно. Во всяком случае, в стратегической перспективе. Белорусская модель командно-административной экономики с авторитарным политическим режимом уже прошла точку невозврата, когда косметические изменения могли дать какой-то значимый эффект. Существующая система продолжит разлагаться до того момента, пока не станет полностью нефункциональной.

«Главное событие года»

Республиканское совещание по решению проблемных вопросов в строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами, которое прошло в новом Дворце Независимости, стало настоящим сюрпризом для простых белорусов. Обычно важные мероприятия с участием главы государства готовятся заранее и сопровождаются активной пиар-кампанией. Сейчас же о мероприятии сообщили лишь за день до его проведения. Да и то вскользь, во время рабочей встречи президента с Андреем Кобяковым и Александром Якобсоном.

К слову, ранее планировалось, что 10 декабря состоится другое мероприятие – по выполнению решений главы государства по модернизации деревообрабатывающей промышленности. По крайней мере, Указ №502, подписанный президентом 8 ноября после посещения «Борисовдрева», предписывал премьер-министру подготовить к 10 декабря доклад на эту тему, а Администрации президента – сделать вывод о соответствии занимаемой должности первого вице-премьера Владимира Семашко.

Таким образом, можно предположить, что состоявшееся в итоге республиканское совещание заранее не планировалось. Почему же тогда Александр Лукашенко назвал его «главным событием года»?

Мероприятие выглядело как спонтанная реакция на очень острую и волнующую проблему. И речь, очевидно, идет о проблеме управляемости страной.

Со слов самого президента: «все чаще на госслужбу попадают люди не те, которые должны там быть, а те которые боятся или не хотят проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат. Нужно принципиально разобраться, в чем корень проблемы. Не придем ли мы к закостеневшему, забюрократизированному госаппарату, который будет мешать нашему развитию?»

Подобные риторические вопросы из уст Лукашенко – не редкость. Однако нечасто мероприятие, которое посвящено таким вопросам, называется «главным событием года».

На наш взгляд, Лукашенко все в большей степени осознает угрозу кризиса управляемости и старается найти какие-то способы, чтобы предотвратить его и вдохнуть новую жизнь в увядающую систему. Не удивительно поэтому, что само совещание он сравнил не с чем-нибудь, а с пленумами ЦК КПСС. Параллели с практиками Советского союза – это обычно знак историчности и особой важности проблемы в риторике президента.

При этом важно обратить внимание, что решение сложившейся особо значимой проблемы он видит именно в кадрах и только в кадрах. Мол, если бы кадры работали лучше, инициативнее и выполняли хотя бы все поручения главы государства, то не было бы в стране вообще никаких проблем.

Признаки кризиса управляемости

Первые признаки кризиса управляемости Александр Лукашенко озвучил еще в первой половине года, в разгар подготовки реформы системы госуправления. В СМИ попали слова президента о том, что по его указанию был проведен анализ того, как «вертикаль власти» исполняет его распоряжения. Оказалось, что исполняет плохо.

А уже после посещения 8 ноября «Борисовдрева» тема кризиса управляемости из гипотетической перешла в разряд реальных и очевидных.

В памяти свежи кадры посещения Лукашенко этого предприятия годом раньше, когда он обнаружил безобразие с ходом модернизации предприятия. И тут же на месте раздал детальные и индивидуальные указания: кто, что и к какой дате (7 ноября 2013 г.) должен сделать. Более того, он объяснил чиновникам, что их ждут очень серьезные последствия за невыполнения его указаний. И даже ввел современный вариант рабства (Декрет №9), чтобы облегчить чиновникам и директорам выполнение поставленных задач.

И что же в итоге получилось через год?

А получилось, что безобразие на «Борисовдреве» как было, так и осталось. Ни конкретные указания, ни угрозы, ни злополучный Декрет №9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» – ничего не помогло.

Заявления Лукашенко на «Борисовдреве» и многочисленные последующие заявления свидетельствуют о том, что он сделал для себя два вывода.

Во-первых, как отмечено выше, он укрепился во мнении, что вся проблема в слабых и местами коррумпированных чиновниках. Во-вторых, он понял, что оставлять все, как есть, это дорога к полноценному кризису управляемости.

Попытки оживить чиновников и держать руку на пульсе

Новый «формат общения президента с руководящими кадрами страны», по всей видимости, и призван решить эти проблемы. Правда, судя по содержанию совещания 10 декабря, каких-то кардинально новых подходов к кадрам Александр Лукашенко не придумал.

Он старается использовать свою харизму и традиционную смесь кнута и пряника, чтобы заставить чиновников работать более эффективно. Успешным менеджерам обещают бонусы, а неуспешным – увольнение или даже тюрьму.

Вероятно, главе государства сложно понять, почему система, которая работала предыдущие 20 лет, не может работать сейчас и в будущем. Поэтому весь рецепт лечения возникших болезней у него сводится к поиску эффективных менеджеров и их стимулированию. А также к организации белорусского варианта пленума ЦК КПСС каждые полгода, чтобы держать руку на бюрократическом пульсе и раздавать своевременные указания.

Разумеется, что параллельно с этим он старается решать и другие задачи. Прежде всего, коммуникации с обществом для поддержания имиджа заботливого лидера, который бесстрашно борется с коррумпированными и ленивыми бюрократами.

А также отправления бюрократических сигналов: кто в фаворе, а с кем следует меньше общаться, чтобы не быть заподозренным в чем-то антигосударственном.

Например, в этот раз Лукашенко дал понять, что каким бы «гениальным» не был Андерей Кобяков, хвалить и восхищаться в стране по-прежнему можно только одним человеком. И это соответствует циркулирующим в последнее время в коридорах власти слухам о том, что растущая популярность Кобякова среди чиновников начинает волновать главу государства.

Поздно ли пить «Боржоми»?

Действия Александра Лукашенко в целом говорят о том, что он сохраняет хорошее политическое чутье и, как и подобает лидеру, ведет себя инициативно, чтобы предотвратить нежелательное развитие событий.

Проблема, однако, заключается в том, что публичные порки и косметические изменения, на которые идет президент, уже недостаточны. За все эти годы система управления накопила слишком много ошибок и закостенела, чтобы сейчас вдруг начать работать эффективно под влиянием уже привычных методов Лукашенко. И ситуация с «Борисовдревом» (и большинством других предприятий) это более чем убедительно демонстрирует.

Поэтому глава государства будет все больше погружаться в крайне сложную дилемму выбора.

Или он продолжит ограничивать свою борьбу с кризисом управляемости косметическими и кадровыми мерами. Но тогда систему так и будет лихорадить, пока в один день она полностью не прекратит свое существование. Или же он решится на настоящие системные реформы. Но в этом случае он имеет все шансы повторить (в лучшем случае) судьбу первого и последнего президента СССР.