Дискуссионный материал «Либерального клуба»

Никита Беляев

По итогам 2014 г. можно констатировать, что перед Республикой Беларусь сформировался ряд вызовов и внутренних противоречий как экономического, так и административного характера. О назревающих в экономике и государственном управлении проблемах говорилось уже давно, но белорусские власти не решались на внесение кардинальных изменений, стараясь направлять основные ресурсы на поддержание статус-кво.

Однако некоторые факторы могут поменять привычную и устоявшуюся для белорусского руководства парадигму реальности. 

Существующие предпосылки

Вероятность того, что ближайшие годы для Беларуси пройдут под знаком рецессии в российской экономике и относительно низких цен на нефть и нефтепродукты, достаточно велика.

Согласно различным исследованиям, падение российской экономики на 1% отражается 0,4-0,8% падения экономики Беларуси. Кроме того, не стоит забывать и о стоимости нефти, от снижения которой белорусская экономика не выигрывает.

В своем недавнем интервью агентству БелаПАН уже бывший министр экономики Николай Снопков заявил:

«Если цена на нефть будет не ниже 80 долларов за баррель, такой уровень для России и для нашей экономики будет вполне комфортным. Снижение цен на нефть ниже этого уровня – нежелательный сценарий. Если говорить о влиянии этого фактора на нашу страну, то снижение цен на нефть на 1 доллар означает для нас уменьшение на 20 млн. долларов сальдо в торговле нефтью и нефтепродуктами в годовом измерении».

Не стоит забывать и о возможном сокращении кредитной поддержки со стороны Кремля из-за проблем в российской экономике.

Такое развитие событий поставит белорусские власти как перед необходимостью поиска вариантов для сохранения экономической стабильности, так и поиска новых источников кредитной поддержки. Согласно принятым решениям, с начала следующего года будет осуществляться политика «затягивания поясов», сопряженная с ростом тарифов, налогов и акцизов и постепенным снижением уровня государственных субсидий.

Однако, судя по всему, помимо политики сокращения госрасходов, власти в ближайшие годы все же вынуждены будут пойти на какие-то шаги по оптимизации ряда сфер. Обуславливается это в том числе необходимостью возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом (в условиях вероятного снижения кредитной поддержи со стороны России), подразумевающего проведение достаточно болезненных для Беларуси преобразований.

В таких условиях многое зависит от системы государственного управления, в рамках которой происходит рассмотрение, принятие и реализация всех решений государственного уровня.

К примеру, полноценная реализация Национальной стратегии устойчивого развития, благодаря которой власти надеются исправить многие существующие дисбалансы и проблемы, зависит от того, насколько эффективно функционирует система государственного управления.

Госуправление в ожидании очередной оптимизации

Судя по заявлениям президента, в ближайшие время работа по оптимизации госаппарата,  объявленная в конце 2012 г., должна продолжиться.

Напомним, что первый этап оптимизации ограничился принятием Указа президента Республики Беларусь № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников». Большинство мер указа были направлены не на всестороннюю оптимизацию, а только лишь на сокращение количества госслужащих на 25%.

В результате отказа властей от полномасштабных изменений реализация норм Указа №168 лишь усугубила существующие в госаппарате проблемы с эффективностью.

Согласно исследованию «Либерального клуба» «Реформа системы государственного управления Беларуси», выполнение этого нормативного акта привело к следующим последствиям:

Вымыванию профессионалов из системы государственного управления из-за использованных механизмов сокращения численности чиновников. Сокращение, в большинстве случаев, проходило не по критерию профессионализма и важности того или иного сотрудника, а исходя из принципа снижения затрат на увольнение.

Увеличению нагрузки на оставшихся госслужащих. В ходе реализации указа № 168 произошло сокращение численности работников госаппарата при сохранении прежнего количества функций (обязанностей). В некоторых министерствах их количество и вовсе увеличилось. Такая ситуация привела к усилению нагрузки на работников госструктур. При этом необходимо отметить, что изначально численность государственных служащих не являлась проблемой системы государственного управления Республики Беларусь.

Увеличение нагрузки на чиновников без улучшения условий труда привело к падению эффективности работы госаппарата как по причинам загруженности, так и из-за отсутствия должного уровня мотивации у госслужащих.

Риск усугубления ситуации

Желание сократить госрасходы, в том числе за счет снижения численности чиновников, и боязнь структурных преобразований в предвыборный период могут снова подтолкнуть власти к ограниченной оптимизации, заключающейся в урезании штата госструктур.

Учитывая условия, в которых сегодня работает госаппарат, такое решение может привести к частичному параличу системы государственного управления, росту коррупции, а также экономической и политической нестабильности.

Во-первых, после предыдущего сокращения госслужащих, как отмечалось выше, количество функций в системе государственно управления возросло: новыми функциями обросли Минэкономики, Минторг и МИД. Учитывая это, еще большее сокращение численности чиновников (исполнителей) при сохранении количества функций приведет к снижению качества их реализации, а также повысит возможность саботажа со стороны чиновников из-за повышения нагрузки на них.

Во-вторых, низкая эффективность работы госструктур приводит к усилению такого явления, как административная коррупция. Эту закономерность в очередной раз описали авторы доклада Всемирного банка «Борьба с коррупцией в переходный период». Так, пользователи государственных услуг в случае ухудшения их качества стремятся найти другие возможности для достижения своих целей и задач. Как показывает опыт других стран, зачастую в таких условиях субъекты экономической деятельности прибегают к незаконным механизмам, что приводит к росту коррупции.

В-третьих, рост коррупции и снижение эффективности госаппарата негативно отразятся на процессе принятия и реализации решений. В сегодняшних условиях назревания кризисных явлений это способно привести к экономической и политической нестабильности.

Возможный вариант на 2015 г.

Уже сейчас можно с большой долей уверенности говорить о том, что в рамках существующей парадигмы и с учетом политических условий 2015 г. белорусские власти будут стремиться избежать комплексных преобразований, в том числе и в системе государственного управления.

При этом, как неоднократно замечал глава государства, системе государственного управления необходимы положительные изменения.

Однако любые полумеры, такие как сокращение госслужащих без кардинального пересмотра и уменьшения выполняемых ими функций, лишь усугубят текущее положение дел и обострят существующие проблемы. Поэтому даже более приемлемым вариантом на сложный 2015 г. было бы сохранение статус-кво в системе госуправления и разработка концепции полноценной реформы госаппарата с ее последующей реализацией в 2016 г.