Вадим Можейко

Опубликовано на сайте "Новая Европа"

Попытки улучшить международный имидж Беларуси (и лично Лукашенко) при помощи спорта и культуры всё чаще заканчиваются провалом…

Для Александра Лукашенко, как и многих других авторитарных лидеров, всегда было характерно стремление показать себя в качестве исключительно значимой и влиятельной персоны, а возглавляемую им Беларусь – в качестве успешной страны, серьезного игрока на мировой арене. При этом очевидно, что в существующих политических и экономических реалиях такие мечты весьма далеки от реальности.

Внешняя политика: не густо

В условиях, когда политические контакты ограничиваются дружбой с «успешными» лидерами вроде Муаммара Каддафи, Курманбека Бакиева или Башара Асада, радостными новостями на политическом фронте для Александра Лукашенко становится даже открытие посольств «в таких крупных и известных государствах, как Нигерия» (где, между прочим, 70 % населения живет за чертой бедности, а младенческая смертность – одна из самых высоких в мире).

Такие успехи, конечно, не особенно тешат самолюбие авторитарных лидеров. Однако о политических успехах в Европе или США мечтать не приходится, когда на тебя наложены санкции и как избранный президент ты не признан.

Другое дело – спорт и культура, которые, на первый взгляд, деполитизированы.
В этих сферах любой диктатор может постараться удовлетворить свое стремление к славе и известности. Однако и тут могут быть сюрпризы.

Ставка на спорт не всегда успешна

Не вызывает сомнения, что для человека с ментальностью нынешнего главы беларусского государства спорт выглядит значительнее, важнее, престижнее культуры. Подтверждение этому можно найти как в глобальных вещах (соотношение затрат на пресловутые Ледовые арены и Дома культуры), так и в частностях. Например, представители «Минск-Арены» недавно заявили : «Выгоднее концерты не проводить совсем, чем снижать аренду». А всё потому, что катание на коньках (доллар в час!) из бюджета дотируется, а вот проведение концертов – нет.

Однако в последнее время спорт не особенно радует президента: начиная от того, сколько крови ему попортили попытки переноса ЧМ–2014 по хоккею из Беларуси, и заканчивая Олимпиадой в Лондоне, на которую ему попасть не удастся (в отличие от игр в Нагано и Пекине, куда Александр Лукашенко с удовольствием летал).

Так что не удивительно, что для Лукашенко недавний «Славянский базар» стал куда милее и прошедшего «Евровидения», и будущей Олимпиады. Вот что он заявил на недавнем открытии этого фестиваля в Витебске: «По числу участников и многообразию программы "Славянский базар" может претендовать на звание летней культурной Олимпиады … Здесь действует главный олимпийский принцип: искусство, как и спорт, вне политики. … "Олимпиада очень отстает от нашего "Базара". Она политизирована, там очень много проблем. А "Славянский базар" – это островок свободомыслия и независимости».

«Славянский базар»: «хороший старт» или проблемы для страны?

По мнению беларусского президента, «Славянский базар» стал одной из самых популярных в Европе стартовых площадок для молодых артистов: «Даже есть примета: кто впервые добился успеха на витебской сцене, обязательно станет звездой. Пример … Алены Ланской и многих других лауреатов – лучшее тому подтверждение».
Впрочем, об «успехе» Ланской лучше бы Александру Лукашенко и не вспоминать – ее попытку участия в «Евровидении» скорее можно назвать «провалом года».

Однако Алена Ланская – совсем не единственная участница «Славянского базара», подпортившая имидж Беларуси. Не успели власти страны опомниться от десанта шведских плюшевых мишек, как шведы подстроили им еще одну каверзу.

Специально приглашенная на «Славянский базар» шведская певица Ларин, победительница «Евровидения-2012»,использовала возможность приезда в Беларусь для встречи с зампредом правозащитной организации «Весна» Валентином Стефановичем и женой осужденного главы «Весны» Алеся Беляцкого – Натальей Пинчук. В принципе, этого было можно ожидать (на финале «Евровидения» в Баку она также встречалась с местными правозащитниками), однако приглашавшие ее чиновники такого поворота событий явно не предусмотрели.

На встрече в шведском посольстве Ларин критически высказалась о беларусском режиме и подписалась под петицией об отмене в стране смертной казни. Таким образом, вместо того чтобы поддержать имидж официального «Славянского базара», визит победительницы «Евровидения» сыграл на руку как раз противникам режима.

«Евровидение»: история неуспеха

Это стало очередной неприятной для беларусских властей новостью, связанной с «Евровидением». Попытки чиновников улучшить имидж Беларуси путем участия в популярном европейском песенном конкурсе пока нельзя назвать удачными.

Безусловно, в первую очередь успешность участия в конкурсе определяется по его непосредственному результату. В «Евровидении» Беларуси особенно интересно выиграть, ведь в таком случае через год конкурс будет проводиться в Минске. Подобное как раз случилось в этом году с Азербайджаном, и эксперты «The Economist» назвали проведение «Евровидения-2012» в Баку «дипломатическим одобрением»политики Алиева. Однако на этом поприще у Беларуси всё довольно печально (см. таблицу):

u.jpg

Однако помимо чисто творческих неудач беларусских участников «Евровидения» постоянно сопровождают неприятные скандалы, которые никак не красят Беларусь.

2005: Анжелика Агурбаш рассказала СМИ о том, как организаторы «Евровидения» ей якобы предлагали выступить перед прессой с критикой режима Лукашенко, обещая после этого «признание всей Европы». Высказывание вроде бы направлено в первую очередь против организаторов «Евровидения», однако и Лукашенко в нем, мягко говоря, не выглядит уважаемым в Европе президентом.

2006: Полина Смолова, свежеиспеченная победительница «Славянского базара», наглядно продемонстрировала, как эта награда ценится в Европе, заняв на своем полуфинале рекордно низкое для Беларуси место – 22-ое. При этом певица отметилась международным скандалом, когда подделала свое фото с Полом МакКартни.

2007: самое успешное для Беларуси «Евровидение», где Дмитрий Колдун вышел в финал и занял там шестое место. Однако и тут не обошлось без неприятностей: певец был замечен в копировании клипа у песни «Jaded» «Aerosmith», а припева – у «Last Exit To Brooklyn» от «Modern Talking».

2009: Петр Елфимов отличился в оценке своего выступления, сообщив журналистам на камеру: «Пел я ох*енно. Так и напишите. Дай Бог всем в нашей стране так петь!» Правда, зрители решили по-другому, и в финал Елфимов не вышел, а вот извиняться за его поведение пришлось зампреду Белтелерадиокомпании Александру Мартыненко


«Евровидение-2012»: скандал затронул и власть


Однако все эти истории меркнут на фоне той череды скандалов и неприятностей, которые свалились на власть в связи с «Евровидением» в этом году.
Для начала стоит вспомнить скандал, разразившийся из-за сфальсифицированной победы Алены Ланской на национальном отборе – «Еврофесте-2012».

Многие были уверены, что дальше возмущенных интернет-пользователей дело не пойдет (как это, увы, часто случается в Беларуси), однако в реальности скандал оказался масштабнее некуда : Александр Лукашенко созвал специальное совещание, где вынужден был говорить в совершенно не характерном для себя стиле: «Выборы сфальсифицированы; результаты будут пересмотрены, а виновные – наказаны». И по итогам совещания «полетели головы»: выговоры получили министр культуры Латушко и председатель Белтелерадиокомпании Давыдько; официальные замечания – глава Администрации президента Макей и первый замглавы Радьков, а также вице-премьер Тозик.

Но скандалы на этом не прекратились: буквально вырвав победу в Минске, в Баку «Litesound» смогли занять на своем полуфинале только 16-ое место (из 18), после чегофотографировались с госфлагом, расписанным текстами в честь музыкантов (статья 370 Уголовного кодекса РБ, до года ограничения свободы). А экс-имиджмейкер группы Мария Храмцова рассказала о своей поездке на «Евровидение» – за свой счет, со скандалом с Тихановичами и обыском ее вещей организаторами. Не удивительно, что Лукашенко остался недоволен участием «Litesound» в песенном конкурсе.
Хороших воспоминаний нет о «Евровидении» и у министра культуры Павла Латушко: с того самого выговора, упомянутого выше, у него начались административные проблемы.

Всё зашло так далеко, что, например, премьер-министр Михаил Мясникович не стесняется без согласования с Латушко грозить увольнением его заместителю, Виктору Курашу. Такое заявление премьер сделал после инспекции реконструируемого Купаловского театра. Оставшись недовольным результатами работ, Мясникович поручил вице-премьеру Тозику рассмотреть целесообразность дальнейшего пребывания в должности Кураша: «Ему надо объявить неполное служебное соответствие или вообще расстаться».

В итоге крайними оказались сами музыканты: группу «Litesound» снимают с эфиров и исключают из сборных концертов (включая «Славянский базар») якобы из-за звонков из Министерства культуры и Администрации президента. По крайней мере, так заявляют сами музыканты , а выдумывать подобные вещи им явно не с руки: «Litesound» – не «Ляписы», в Москву не уедут, и из-за запретов вынуждены зарабатывать концертами… в Барановичах, где «афишами» являются тетрадные листики с надписями от руки.

Участие Беларуси в «Евровидении» из года в год не радует ни обычных беларусов, ни участников, ни беларусские власти. 2012 год стал апофеозом, который отлично подчеркнул все эти тенденции. В таком контексте выглядит довольно логичным коренным образом изменить подход к «Евровидению»: существующая сейчас ситуация не устраивает абсолютно никого.

Реформы «Евровидения»: в какую сторону?

Возможны два варианта: либо «взять паузу» и не участвовать в конкурсе несколько лет (как страны часто делают в подобных ситуациях), либо провести серьезнейшие реформы «Еврофеста». Об этом говорил и Александр Лукашенко: «Надо серьезно изменить подход к этому конкурсу … Надо сделать хороший номер, взять уникального артиста, чтобы он спел так, чтобы специалисты ахнули … Кто скажет, что мы сделали такой номер или послали такой коллектив? Мы же сказать так не можем. Если уж проигрывать, то проигрывать достойно. А так мы действительно угрохали огромные деньги, а результат никакой …
Что-то должно быть наверху в Минкультуры … заработать деньги и эти деньги вложить. Плюс спонсоры. И сделать хороший проект».

Безусловно, радует неожиданно рыночный подход Лукашенко: деньги он предлагает зарабатывать и брать у спонсоров, а не вынимать из бюджета. Однако проблемой остается ставка на чиновников: «наверху», «в Минкультуры», безусловно, «что-то должно быть», однако может ли оно там быть в существующих условиях? Для создания успешного номера и отбора талантливого артиста нужны совсем не те работники, которые занимаются составлением и отслеживанием черных списков.

Политизированное и забюрократизированное Министерство культуры не может принять в себя тех, кто нужен для успеха на «Евровидении»: талантливых и независимых артистов, продюсеров, композиторов, журналистов, музыкальных критиков, режиссеров и т.д. В существующих условиях в «Еврофесте» будут участвовать только весьма ограниченные группы «творческих людей».

Нужно менять не «Еврофест», а систему

Возвращаясь к желаниям авторитарных лидеров улучшить свой имидж через участие в международных спортивных и культурных событиях, стоит отметить, что их частые неудачи на этом фронте вызваны тем, что созданные государственные системы не способны в принципе выполнять реальную целевую работу. То же министерство культуры, которое нацелено на репрессии по отношению к инакомыслящим артистам, не может одновременно успешно готовить участников для «Евровидения».

И хотя в кейсе того же «Евровидения» цели всех заинтересованных лиц – от Лукашенко и высоких чиновников и до простых беларусов и оппозиционных активистов – вроде бы полностью совпадают (выступление достойного артиста и победа Беларуси), фактически этот результат не может быть достигнут. Ведь для этого в культуре нужно «раскрутить гайки» и дать творческую свободу – только она является питательной средой для истинного творчества и таланта. Однако это уже идет вразрез с интересами режима.
Таким образом, те реформы в «Еврофесте», о которых весьма разумно говорил Александр Лукашенко, реализовать ему не удастся.

Репрессивный аппарат и творческая мастерская не могут полноценно сочетаться в одном ведомстве.