Вадим Можейко

В принципе, я ожидал примерно такой реакции уже тогда, когда Кончита Вурст только приняла участие в конкурсе. Так и было: в байнете появилась петиция против трансляции «Евровидения» в Беларуси из-за нетрадиционной ориентации австрийского участника (помнится, Белтелерадиокомпания тогда объяснила, что как участник Европейского вещательного союза не имеет права отказываться от трансляции).

Да и относительно «толерантности» беларусов я уже давно не питаю иллюзий.



Но столкновение с тем потоком возмущения и грязи, который я вижу в соцсетях сегодня (страшно представить, что происходит возле телевизоров в Шабанах), я не ожидал.

В очередной раз приходится убеждаться, что Беларусь не находится в центре Европы и не живет в 21 веке; не присуща нам никакая толерантность. Слушай крики про «гейропу» и «фу-фу, как они это допустили», я понимаю, что наша национальная черта – это, увы, нетолерантность и нетерпимость.

Причем ведь об участии Кончиты Вурст все заранее знали и к телевизору людей никто силой не тащил. Таким образом, с «чужим» люди сталкивались не случайно; оно не вторгалось в личное пространство недовольных. Наоборот: все добровольно и в позднее время садились смотреть «Евровидение».

Eurovision_Austria

И дело тут не только в вопросе ЛГБТ-сообщества. Такое неприятие чужих мнений и позиций влияет на все процессы в белорусском обществе. Помноженное на наш общественный раскол, это дает ужасную картину социума, где люди предпочитают навешивать ярлыки и создавать конфликты на каждом шагу – вместо того, чтобы признавать диалог необходимым и уметь его начинать. Причем стоит признать, что такими позициями грешат абсолютно все, включая и некоторые из тех, кто называет себя либералами (и я сейчас не про ЛДПБ).

Безусловно, глупо и несерьезно считать причиной происходящего некое несовершенство беларусов как нации (мол, вот такие мы агрессивные и нетерпимые). Огромную роль здесь играет и российская гомофобная пропаганда, и предпочитающий быть диктатором, нежели голубым, президент. Всё это не ново; влиянию систем на моральные установки и поведение личности посвящено достаточно исследований. Процитирую, к примеру, «Эффект Люцифера» Филипа Зимбардо:

«Все начинается с создания стереотипных представлений о "другом", с дегуманизированного образа "другого", как никчемного или как всесильного, демонического, абстрактного монстра, несущего тотальную угрозу нашим самым дорогим ценностям и убеждениям. В атмосфере всеобщего страха, когда вражеская угроза кажется неизбежной, разумные люди начинают вести себя абсурдно, независимые люди подчиняются бессмысленным приказам, мирные люди превращаются в воинов. Выразительные и зловещие образы врага на плакатах, на телевидении, на обложках журналов, в кино и в Интернете запечатлеваются в глубинах лимбической системы, структуры примитивного мозга, и этот процесс сопровождается сильными чувствами страха и ненависти».

Однако бессмысленно и сваливать всю вину на систему, «крывавы рэжым». В конечном счете выбор остается за каждым человеком – поддаться пропаганде и потакать своим низменным инстинктам или вести себя цивилизованно, признавать существование разных взглядов и уметь разговаривать друг с другом.


Неблагодарное дело – взывать к разуму людей, которые изливают потоки желчи в соцсетях и излучают ненависть ко всем: от Кончиты Вурст до «гейропы» и лично тебя, если ты почему-то не гомофоб. Да и излагать, казалось бы, прописные истины тоже кажется бессмысленным.

Но я всё же рискну:

Вокруг каждого из нас полно непохожих на нас людей. Ростом, цветом кожи, религиозными и политическими взглядами, национальностью и местом рождения, сексуальной ориентацией и просто взглядами на секс, привычками в работе и отдыхе; говорящих на другом языке и иначе смотрящих на мир. До тех пор, пока мы будет агрессивно относиться ко всем "другим", а не научимся искать пути к диалогу и комфортному совместному проживанию (в одном доме, одном городе, одной стране, одной планете) - не видать нам спокойного и цивилизованного будущего.