Опубликовано в «Народной газете»

Для стран Запада важно, чтобы выборы в Беларуси проходили в соответствии с демократическими нормами. Для нас же существенно, чтобы после очередных выборов в отношениях с Западом не происходило новых спадов и конфликтов. Именно поэтому официальный Минск пригласил для наблюдения за выборами большую группу наблюдателей, а иностранные государства и международные организации в свою очередь с интересом откликнулись на это приглашение.

К слову, далеко не только западные государства прислали своих наблюдателей. Однако именно они придавали наблюдению особое значение. Объяснить это можно несколькими обстоятельствами.

Во-первых, проблемой наших отношений с ЕС и США является пока еще сохраняющееся взаимное недоверие. И хотя в последние годы пройден значительный путь по восстановлению нормальной коммуникации и выстраиванию фундамента доверительных отношений, нужны еще время и прогресс по ряду вопросов.

Во-вторых, именно проблематика избирательного процесса традиционно является камнем преткновения в отношениях Минска с Брюсселем и Вашингтоном. И связано это не только с собственно белорусской ситуацией, но и с особенностями исторического этапа развития, на котором находятся сами страны Запада.

Как и у отдельно взятого человека, так и в конкретном обществе и государстве складывается своя иерархия ценностей. И там и там действуют законы известной пирамиды потребностей Маслоу. По мере насыщения базовых потребностей фокус смещается на потребности более высокого порядка.

От степени и уровня насыщения потребностей человека зависит его общее состояние, мировоззрение. То же самое и на глобальном уровне. Чем благополучнее страны, тем более высокого порядка ценности формируют в них общественно-политический дискурс и соответственно обрамляют картину мира у большинства граждан.

Это, казалось бы, банальное наблюдение очень важно для понимания внешней и внутренней политики государств. Прожив несколько десятилетий без существенных угроз безопасности и в условиях хорошо функционирующей экономики, страны Запада видят мир иначе, нежели менее экономически благополучные и безопасные страны. В результате ценности высокого порядка — демократия, свобода слова, собраний, верховенство закона и так далее там оказываются в центре общественно-политической повестки дня.

Иерархия ценностей, а вернее, ее интерпретация, все чаще становится поводом и причиной международных разногласий и конфликтов. Не все, конечно, с этим согласятся. Например, распространена точка зрения о том, что за риторикой о правах человека и демократии скрывается не что иное, как прагматичный интерес. Часто можно услышать обвинения в адрес западных государств, что они просто умело используют гуманитарные ценности как инструмент продвижения своих интересов на международной арене.

Во многом тут можно согласиться. Международные отношения всегда были, есть и будут сферой соприкосновения рациональных акторов (прежде всего, государств), которые используют все доступные им средства для максимизации собственной выгоды. Если раньше главную роль в отношениях между государствами играла прямая сила, то сегодня применяются значительно менее прямолинейные и более мягкие средства. Однако при этом все более значимую роль в современных отношениях между странами играют факторы их внутренней жизни. Например, правительствам становится все сложнее игнорировать общественное мнение. А законы иерархии ценностей как раз общественное мнение и формируют.

Именно это происходит и в наших отношениях с Западом, в частности с Европейским союзом. Восприятие Беларуси с точки зрения европейских ценностей всегда доминировало в столицах и институтах ЕС. Кризис в Украине частично вернул на повестку дня ЕС базовые ценности, что сказалось и на линии Брюсселя в отношении Беларуси. Однако общественное мнение в ЕС и дальше будет требовать от своих политиков и дипломатов продвижения европейских ценностей.

Обижаться или злиться на это бессмысленно. Таков закон иерархии ценностей. Поэтому важно понять своих международных партнеров, требования, которые к ним предъявляют собственные граждане, и принять это как данность. Понять и принять, разумеется, не значит “плясать под чужую дудку”. Понимание партнера, его истинных целей, интересов и ограничений — это необходимое условие рациональной политики, которая позволяет эффективно добиваться собственных целей. При таком подходе европейские ценности должны быть не преградой, а помощником для дальнейшего развития наших отношений с Западом.